Поделюсь своим виденьем того как должна быть организована система удалений и ППК в мафии.
Начнем с того, что удаление и ППК должны быть практически неразделимыми для игроков красной команды. Если действие за которое удаляется красный игрок хоть в какой-то степени показывает его роль должно быть объявлено ППК и мне кажется это то место которое судьи на данный момент понимают не очень хорошо. Приведу такой пример: есть красный игрок игру против которого инициировали черные, потом этот игрок удаляется за излишне эмоциональное поведение например на кругу при девятерых. Этот игрок еще не в версии, но город понимает, что вероятнее при этих обстоятельствах он уходил красным, что ослабляет версию черных которые играли против него. Такие сценарии на разный манер встречаются в игре довольно часто и конечно же черные не обязаны доигрывать игру с учетом этих неигровых обстоятельств. Любое удаление красного в подобных ситуациях должно приравниваться к ППК.
Дальше, взятый из других видов спорта принцип о том, что команды должны быть в одинаковых условиях – полнейшая глупость для мафии, в которой механика игры за красную и черную роль совершенно разная. В мафии судья должен стоять на страже черных. Это черные находятся в уязвимо положении. Это они страдают от вскрытия роли, игры по пробуждению, того что кто-то слышал их ночью. Кроме того разница в судейской оценки для черных и красных игроков будет стимулировать самодисциплину за столом. Представим себе мир в котором все знают, что черных игроков не удаляют из-за стола за излишне эмоциональное поведение, а красных удаляют. В таком случае при поведении на грани удаления у игроков за столом будут зарождаться сомнения: “А почему этого игрока не удалили?”, “Почему он не боялся быть удален при таком поведении?”. И черные и красные будут заинтересованы в том, чтобы стол так о них не подумал. Вывод из этого такой: у нас есть два вида удалений – удаления дисциплинарные и удаления связанные с вскрытием своей роли, так вот, черных удалять за все что связано с вскрытие роли нельзя. Им нечего вскрывать.
Удаления связанные с вскрытием своей роли. Здесь не может быть универсальных критериев. Поверьте, я бы тоже хотел чтобы они были. Я понимаю, что так на всем было бы легче. Но от нашего сильного желания, мир не меняет свое устройство. У многих игроков есть что-то такое, что они сделают только в экстремальных случаях когда им надо показать свой красный цвет. Да это часто: крик или грубость или самоуничижение (“я не тупой” и тд), но есть и бесконечное количество других вариантов. Точно так же, есть огромное количество вполне игровых вариантов крика, умеренной токсичности и выражений в духе “я не тупой” имеющих контекст относящийся исключительно к игровой механике. Взять и сделать конкретные выражения табуированными нисколько не решает вопрос, а просто бесцельно кастрирует игру. В аргумент против того чтобы отдать весь этот пласт неигровухи на откуп судейской оценки часто приводят мнение: “судьи недостаточно квалифицированы, чтобы это решать”. Но даже если это так, мы видим что по другому просто работает очень плохо. Все судьи – игроки и у них есть интуитивное понимание понятия “неигровое преимущество”. Судья участник процесса, он находится в зале, курилке, обедает с игроками. Ему виднее за что надо удалять, а за что нет, чем человеку услышавшему обрывок фразы незнакомых ему людей на записи с размытой веб-камеры. Опять же, я не говорю, что мы не должны осуществлять контроль за судьями. Я хорошо представляю уровень судейства в “немафиозных” городах. И я понимаю обратную сторону слишком большой власти возложенной на некомпетентного судью. Но сравнивая плюсы и минусы, мне кажется, что более демократичный подход к судьям выигрывает.
Дисциплинарные удаления. Конечно, наша задача следить за чистотой игры. Атмосфера должна привлекать новых, адекватных людей, а не кричать “держитесь подальше от этого маргинального сообщества”. Но нельзя ни в чем доходить до абсурда. Эмоциональное давление – элемент мафии. Научится принимать правильные решения вопреки эмоциональному давлению – это один из ключевых и вполне игровых навыков красных игроков. Сейчас правила пришли к тому, что игрокам урезают возможность давить за столом, но вы почти не ограничены в возможности агрессии за его пределами. Все должно быть наоборот. Когда мы играем – это игра. Как только игра закончилась должны включаться и работать все те правила приличия, которые приняты для коммуникации между адекватными людьми. Именно “межигровое” взаимодействие становится основной причиной по которой люди уходят из мафии или не приходят в нее. Но самое главное, влияя на поведение игроков вне стола мы и не ломаем игровой процесс и косвенно влияем на него. Поэтому ужесточение контроля за поведением игроков вне игр, выглядит для меня, как более перспективный метод улучшения атмосферы в мафии.